gototop
Маркировка шин

Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные.
В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней "резине". Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
  • всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

 

Основные размеры шин: 

 

  • посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
  • ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл.1, 2, 3);
  • серия (h) - отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
  • наружный диаметр (D) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
  • высота профиля (H) - разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

 

Рисунки протектора шин:  

Фото. Дорожные шины с разными типами рисунка:
а - ненаправленный; б - направленный; в - асимметричный

 

  • ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
  • направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
  • асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.

 

Обозначение шин

 

Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис.).

 

Рис. Пример возможных обозначений на шине:

 

1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США); 2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается "OUTSIDE"; 3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 - товарный знак завода-изготовителя; 5 - ширина профиля; 6 - серия; 7, 15 - обозначение радиальной шины; 8 - обозначение бескамерной шины; 9 - посадочный диаметр; 10 - индекс грузоподъемности; 11 - индекс скорости; 12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число); 14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу ? 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 - наименование модели.

 

Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97: 

 

1) 185/70R14

2) 215/90-15С

3) 5,90-13С

Цифры и буквы означают:

  • 185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
  • 70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
  • R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву "D" не указывают);
  • 14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
  • С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

 

В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:

 

1) 6,15-13/155-13

  • 6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
  • 13 - посадочный диаметр обода в дюймах.

Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.

2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)

  • 31 - наружный диаметр;
  • 10,5 - ширина профиля;
  • R - радиальная шина;
  • 15 - посадочный диаметр.

 

Маркировка шин отечественного производства 

 

В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:

  • товарный знак и (или) наименование изготовителя;
  • наименование страны - изготовителя на английском языке - "Made in";
  • обозначение шины ;
  • торговая марка (модель шины);
  • индекс несущей способности (грузоподъемности);
  • индекс категории скорости (табл 4);
  • "Tubeless" - для бескамерных шин;
  • "Reinforced" - для усиленных шин;
  • "M+S" или "M.S" - для зимних шин;
  • "All seasons" - для всесезонных шин;
  • дату изготовления , состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
  • "PSI" - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом "С");
  • "Regroovable" - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
  • знак официального утверждения "E" с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
  • "ГОСТ 4754" ;
  • национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
  • порядковый номер шины ;
  • знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
  • "TWI" - место расположения индикаторов износа;
  • балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
  • штамп технического контроля .

 

Обозначения зарубежных шин 

 

На них могут быть некоторые другие обозначения:

  • "Тous terrain" - всесезонная;
  • "R+W" (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
  • "Retread" - восстановленная;
  • "Inside" - внутренняя сторона;
  • "Outside" - наружная сторона;
  • "Rotation" - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
  • "Side facing inwards" - сторона, обращенная внутрь;
  • "Side facing outwards" - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
  • "Steel" - обозначение наличия металлокорда;
  • "TL" - бескамерная шина;
  • "ТТ" или "MIT SCHLAUCH" - камерная шина.

 

Рекомендации 

 

Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:

  • радиальные шины впереди и диагональные сзади;
  • низкопрофильная "резина" впереди и высокопрофильная сзади;
  • на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади "резина" без шипов;
  • впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.

Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.

Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать "идеальную" шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:

  • с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами "пожертвовали";
  • с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.

Поэтому перед выбором шин необходимо определить:

  • какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - "спортивность", комфортность, экономичность и т.п.
  • условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
  • максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.

При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл.5.

Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

 

Таблица 1. Соответствие радиальных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.

Обозначение шины135/80R12155/80R13165/80R13175/80R13165/80R14175/80R16155/70R13
Обозначение профиля обода4,00B*,
4,50
4 1/2J*, 4J,
5J, 5 1/2J
4 1/2J*, 4J,
5J, 5 1/2J
4J*,
4 1/2J
5J*,
4 1/2J*
5J*4 1/2J,
4J, 5J
Обозначение шины165/70R13175/70R13185/70R13175/70R14185/70R14205/70R14185/65R13
Обозначение профиля обода4 1/2J*,
5J, 4J
5J,
5 1/2J, 4 1/2J
6J*,
7J
5J*,
5 1/2J
5J*,
5 1/2J
5 1/2J*,
6J, 6 1/2J
51/2J*,
6J


Таблица 2. Соответствие диагональных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.
Обозначение
шины
155-13/
6,15-13
165-13/
6,45-13
175-13/
6,95-13
185-14/
7,35-14
175/
80-16
Обозначение
профиля обода
4 1/2J*4 1/2J*,
5J
5J*,
4 1/2J
5J*5J*


Таблица 3. Соответствие шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости профилю обода колеса.
 РадиальныеДиагональные
Обозначение
шины
185/
80R15С
215/
80R16С
225/
75R16С
5,90-13C6,40-13C215/90-15C6,50-16C165/
80R15С
Обозначение
профиля обода
5 1/2J*,
5К, 6J
6J*6 1/2J*,
6J, 5 1/2J
4J*,
4 1/2J
4 1/2J*
5J
6L*,
6J
4,50E*5J*


* - рекомендуемый профиль обода для данной шины, допускаемые профили не отмечены

 

Таблица 4. Некоторые индексы скорости и соответствующие им значения скоростей
Индекс скоростиМаксимальная скорость, км/ч
F80
G90
J100
K110
L120
M130
N140
P150
Q160
R170
S180
T190
U200
H210
V240

 

Таблица 5. Рекомендуемые варианты замены шин

Размерность заменяемой шиныВариант замены *
135/80R12155/70R12, 155/65R13
165/70R13185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
175/70R13175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155R13, 165/70R14, 165/65R14
175/70R14185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
185/70R14195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
195/65R15215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
195/70R15205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
205/70R15215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
205/70R15205/75R15, 215/65R15
* - Более предпочтительные варианты замены шин указаны в начале каждой строки. 
Источник: www.diskishina.ru